В ксеноновом скандале, будоражащем автомобильное сообщество последние
две недели, похоже, поставлена точка. Или как минимум запятая.
Некондиционный ксенон – это нарушение ПДД, но проверять это нарушение
ГИБДД не имеет права. Такова суть разъяснения, опубликованного на сайте
Госавтоинспекции.
Проблема есть, все кто сталкивался с ослепляющими фарами ночью это
знают. Однако оставим в стороне вопросы морали, дешевизны такого
«самопала» и прочего – любое юридическое разбирательство это
разбирательство только и исключительно вокруг параграфов. Поэтому все,
что касается так называемого «нелегального ксенона», сводится к
маркировке фары и к типу лампочки. Если фары сертифицированы для ламп
накаливания, то вставлять в них газоразрядные лампы и есть нарушение.
Согласно современным стандартам, различают три типа источников
света: лампы накаливания, галогенные лампы накаливания и газоразрядные
источники света (тот самый ксенон). Фары, сертифицированные для ламп
накаливания, имеют маркировку C, R и CR. Фары для галогенных ламп – HC,
HR и HCR. Фары для газоразрядных – DC, DR и DCR. Маркировка
международная. Наносится на рассеивателе фары, а также на корпусе, если
рассеиватель может быть отделен.
Соответственно, в КоАП имеется пункт 3 статьи 12.5: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены <…>
световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют
требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к
эксплуатации <…>». Именно ее инспектора ГИБДД и вменяют, с разной
степенью успешности пытаясь штрафовать за ксенон, или даже лишать прав.
Как гласит разъяснение, опубликованное на этой неделе на официальном
сайте ГИБДД, вменяют нарушение этого пункта КоАП совершенно законно. На
этот счет имеется обширная судебная практика, в частности постановление
Верховного Суда РФ по делу № 11-АФ09-1246 от 15 декабря 2009 года.
Однако с другой стороны, как гласит то же разъяснение, у ГАИ нет
полномочий проверять ксенон на правильность установки. Это могут
сделать только инспектора Ростехнадзора. Чаще всего – при прохождении
техосмотра, но в принципе могут сделать это и в другом месте.
Соответственно, инспектор ГАИ в одиночку, без заключения технадзора, не
может судить о том, легален ваш ксенон или нелегален.
Что интересно, соответствующий приказ МВД №1240 был подписан еще 7
декабря 2000 года. Там говорится, что проверка технического состояния ТС
(а ксенон – это именно вопрос технического состояния) может
производиться только на стационарных постах ДПС либо при совместных
рейдах ГАИ и технадзора. Поэтому не совсем понятно, с чего бы вдруг
весной 2010 года возник этот ксеноновый ажиотаж.